Критическое мышление

Критическое мышление


Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа и формулировки обоснованных выводов, взвешенных оценок и интерпретаций, а также корректного применения полученных результатов. Способность ставить под сомнение поступающую информацию. Разумное рефлексивное мышление направленно на решение чему доверять и что делать.

ДЕКАРТОВЫ КООРДИНАТЫ — инструмент принятия решений в моменты сложного выбора, когда в ситуации неопределенности и избытка информации включается внутренний критик, что приводит к бездействию и сопротивлению изменениям.

Критическое мышление. Почему важно им обладать и можно ли его натренировать? Что за ним стоит и чем может быть чревато его игнорирование? Дальше лаконично, но по сути.

Детство, страхи, Навальный
Всё идёт из детства, помним же? Представляешь, в глубоком детстве часто в людей закладывают страх задавать вопросы: когда родители устают от вечных «почему?» и отбиваются от ответов, когда в школе учителя убеждают, что с тобой что-то не так, если ты не понял с первого раза, когда в нашем менталитете периодически звучит «молчи, умнее казаться будешь». Во-первых, нам интересно быть, а не казаться. Во-вторых, смелость задавать множество вопросов напрямую связана с навыком критического мышления. 

Мы уже давно окружены огромным количеством информации. Каждый выбирает для себя надёжные её источники и доверяет, чаще всего слепо. Но и на старуху бывает проруха, поэтому ставить информацию под сомнение – можно, нужно, полезно. Мир – не про чёрное и белое, он – про оттенки. 


Не будем далеко ходить: ситуация с состоянием Алексея Навального. Есть люди, которые считают, что это отравление, нелестно отзываясь о действиях омских врачей, которые не могли поставить диагноз молниеносно. Есть те, кто активно писали комментарии про то, что «вообще-то меньше надо было пить в Томске». По сути, по прошествии нескольких дней и немецкие врачи в «Шарите» не могли определиться с точным диагнозом. Имея критическое мышление, понятно, что стоит избегать резких выводов по имеющейся, часто противоречивой, информации. Если уж очень хочется делиться мнением, то лучше указывать на вариативность, потому что всегда есть вероятность того, что правды мы не узнаем. Поняв, что это за зверь на коротком бытовом примере, вернёмся к бизнесу.

Критическое мышление vs формальная логика
Если раньше всё можно было структурировать, потрогать, сделать по правилам, и это требовало от лидера знания этих самых правил и чёткого выполнения алгоритмов, то с момента, когда мы признаём, что живём в неустойчивом и неопределённом мире, умение следовать правилам уходит на второй план. На первый план выходят вопросы: «Каким правилам следовать?», «Как это должно быть устроено?» и самое главное – «В какой момент это всё менять и как часто?». Навык критического мышления близок формальной логике, потому что есть выдающиеся бизнесмены без образования, которые достигали больших результатов. Когда видишь, как они это делали, понимаешь, что исходили они из неких своих представлений о том, как всё устроено.

Критическое мышление – навык, который сегодня должен иметь каждый руководитель. Сложность этого навыка в том, что ты должен понимать систему координат, обладать знаниями, понимать правила и процессы. Но самое главное – знать, как, когда это всё менять и как при этом предсказать хоть какой-то результат. Поэтому навык критического мышления – это тренировка мозга думать нестандартно в ситуациях, которые выглядят стандартными, и это навык мозга в ситуациях нестандартных уметь мыслить стандартно для того, чтобы сделать что-то правильное, необходимое в данный момент.


Как развивать?
«Надо подкачаться»
Есть коучинговый инструмент – координаты Декарта, позволяющий тренировать навык критического мышления, помогая создавать различные сценарии планируемого будущего и не ограничивая себя в возможностях. По факту это четыре вопроса (как если бы), задавая которые, мы развиваем навык своего критического мышления:
  1. Что случится, если это произойдёт? Этот вопрос обращает нас в будущее, причём то, что случится, может быть как позитивным, так и негативным, и это позволяет нам создать сценарий очевидного результата.
  2. Что будет, если это не произойдёт? Таким образом, мы моделируем ситуацию того, с чем мы останемся, если не будем ничего менять. 
  3. Чего не случится, если это произойдёт? Это ответ на вопрос, что может измениться, если мы будем действовать по плану. 
  4. Чего не будет, если мы этого делать не будем? Это вопрос про упущенные возможности, он позволяет рассмотреть сценарий того, что может не случится в нашей жизни, если мы будем осторожны и не будем порой идти даже на риск и рассматривать какие-то другие альтернативы.

Немного впечатляющих фактов
Три года назад The Boston Consulting Group провела исследование, по результатам которого от 9% до 50% профессий, которые есть сейчас на рынке, могут перестать существовать «благодаря» цифровизации в ближайшие десять лет, почти 20% всех рабочих могут быть заменены роботами, а некоторые профессии, востребованные в XXI веке, ещё не существуют (да, так тоже может быть), а те, что есть сейчас, безусловно, претерпят метаморфозы. В представляемой перспективе человек без критичности и гибкости вряд ли сможет адаптироваться к VUCA-миру.

Есть ещё концепция «4 Сs». В США 18 лет назад создали Партнёрство для изучения навыков XXI века. В Партнёрство вошли представители Департамента образования США, Национальная ассоциация образования NEA, другие государственные и некоммерческие организации, а также несколько компаний, среди которых Microsoft, Apple, Cisco и Dell. После анализа ситуации сообществом были выявлены четыре ключевых навыка, которые в первую очередь необходимы для обучения в XXI веке, и это:
1) critical thinking (критическое мышление)
2) creative (креативность)
3) communication (коммуникативный навык)
4) collaboration (работа в команде).

Эти важнейшие навыки уже успешно интегрируются в Америке во все образовательные среды, а в АМИ они давно изучаются и применяются на программах. 
Теперь вы обладаете ещё большей информацией, а верить ли ей – решайте сами и с нАМИ.